Типы правовых семей. Правовые системы (семьи) современности §3

2.1. Национальные правовые системы и правовые семьи. Каждое государство имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему. Правовую систему каждого отдельно взятого государства принято именовать национальной правовой системой . В современном мире насчитывается более двухсот национальных правовых систем, т. е. ровно столько, сколько государств. Каждая национальная правовая система по-своему оригинальна, специфична, имеет свои неповторимые черты, так как в ней отражаются социально-экономические, политические, культурные и иные особенности общества, страны, в которой существует и функционирует данная правовая система. Вместе с тем правовые системы различных государств могут иметь определенные общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Такие группы правовых систем принято именовать правовыми семьями или семьями правовых систем . В научной литературе нет единых критериев для выделения тех или иных правовых семей. За основу могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии. Однако чаще всего во внимание принимаются общность источников, структуры и исторического пути формирования права. Вследствие этого под правовой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права .

Исходя из общности источников, структуры и исторического пути формирования права, а также некоторых других критериев, различные исследователи выделяют разное число правовых семей. Так, известный французский ученый, один из крупнейших исследователей в области компаративистики (сравнительного правоведения) Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым, по его мнению, примыкает остальной юридический мир под названием «религиозные и традиционные системы». Германские исследователи К. Цвайгерт и Х. Кетц, исходя из такого критерия, как «правовой стиль», который складывается из нескольких факторов (происхождения и эволюции правовой семьи, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеологии), различают семь правовых семей (по терминологии авторов – «правовых кругов»): романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, исламскую и индусскую. Нет по данному вопросу единства мнений и среди российских исследователей. Не вдаваясь в подробности, представляется возможным выделить в современном мире четыре основных правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-традици­онную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые семьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной семьи – религиозную, к которой относятся мусульманская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. В дальнейшем более подробно мы остановимся только на романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах и рассмотрим исторические пути их формирования, структуру и источники.

2.2. Типы права. С понятием «правовая семья» известным образом связано и такое понятие, как «тип права». В советской теории государства и права правовые семьи принято было выделять в рамках типов права, которые именовались историческими типами права. Так, в рамках буржуазного типа права выделялись романо-германская и англосаксонская правовые семьи, а в рамках социалистического типа права – советская правовая семья, правовая семья стран народной демократии и правовая система республики Куба, которая считалась самостоятельной правовой семьей, несмотря на то, что была представлена в единственном числе. В кого типа права – о нская правовые семьи, а в рамках социалистикак исторический, причем высший и последний тип праваторически настоящее время соотношение между типами права и правовыми семьями рассматривается несколько иначе. Обусловлено это тем, что современная российская теория государства и права исходит из множественности критериев в типологии права и возможности использования разных подходов, в то время как типология права, которая давалась советской теорией государства и права, носила односторонний характер, поскольку основывалась лишь на одном критерии – способе производства материальных благ.

В современной типологии права, как и в типологии государства, используется, прежде всего, формационный подход, разработанный, как известно, советской теорией государства и права. Согласно этому подходу выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ. В современной теории государства и права отдельные авторы наряду с названными типами права выделяют также восточный тип права, рассматривая его в качестве исторически первого типа права.



В то же время по мнению проф. О. Э. Лейста, «типизация права по формациям уязвима тем, что описывает более черты того общества, в котором действует право, чем качества самого права, действующего в том или ином обществе». «Действительная типизация правовых систем, – считал он, – это не их перечень с добавлением наименований общественно-экономических формаций, а исследование качеств этих правовых систем в их обусловленности особенностями обществ». Исходя из этого, т. е. качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исторических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право.

По О. Э. Лейсту сословное право соответствовало азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко – и для социальных групп внутри сословий. Формальное (абстрактно равное) право – это право буржуазного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. С приходом формального права отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, закладываются основы гражданского общества. Социальное право – это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. «Социальные и демократические движения новейшего времени, – пишет О. Э. Лейст, – достигли заметных успехов в переходе от существовавшей долгие века системы привилегий господствующих высших сословий за счет низших к системам льгот и привилегий для низших слоев общества за счет имущих классов».

В современной отечественной теории государства и права используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем . При таком подходе каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права. Поэтому выделенные выше в качестве основных романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная и социалистическая правовые семьи могут рассматриваться и как соответствующие типы права.

Право- это система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Различные взгляды на типологию права, исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, выделенные на основе формационного подхода. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные, типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, которая выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замена их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за со бой изменение права и государства. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской теории права и государства. Исторический тип связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе развития. Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три типа эксплуататорского права: рабовладельческое, феодальной, буржуазное. Последний исторический тип – социалистическое право, который теоретически в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественной коммунистическое самоуправление. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических и научно-исторических, религиозных, территориально-юридических и иных признаков.

Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. характеристика основных правовых семей народов мира: Романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Элементами правовой системы являются: собственно право как система обязательных норм, которые выражены в законе и иных правовых источниках, правовая идеология, судебная (юридическая) практика. В основу классификации правовых систем положены различные факторы, так как существует многообразие позиций, точек зрения. Одной из самых распространенных классификация является классификация Рене Давида. Она основана на сочетании двух критериев: идеологию, в том числе включающую религию, экономическую и социальную структуру и юридические техники, которые в качестве основной составляющей включают источники права. Давид выдвинул идею трихотомии, то есть выделения трех основных семей: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название – религиозные и традиционные системы. Цвангерт и Коту выдвинули другую классификацию. В основу её положен критерий правового стиля, который, по их мнению, состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, Идеологических факторов. На основе этих факторов они предлагают выделять «правовые круги»: романский, германский, англо-саксонский, социалистический, право ислама, индуистское право. А. Саидов полагает, что только глобальной марксистско-ленинской типологии и внутри типовой классификации правовых систем дает возможность составить цельную правовую карту мира. Он выделяет внутри буржуазного права восемь правовых систем: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью общего права, мусульманскую, индуистскую, дальневосточную. Социалистическая многофакторная классификация построена на основе трех критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В связи с этими критериями выделяются следующие правовые системы: Романо-германская, семья общего права, мусульманская, латиноамериканская, индусская, дальневосточная, обычное право. Романо-германская (семья континентального права) сложилась в Европе в начале XII века на базе кодификации императора Юстиниана. В XIX веке основным источником права становится закон, возникают писанные и неписанные Конституции. Внутри Романо-германской семьи выделяют романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария) группы. В англо-саксонской системе основным источником права служат нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. В нем различается группа английского права и группа права США. В первую группу входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В английском праве основным источником является судебный прецедент, а в праве США, наряду с процедурными источниками, существует немало кодексов. Мусульманское право – это система правовых норм, выраженных в религиозной форме и основывающихся на мусульманской религии – исламе. Он возник в период разложения родо0-племенного строя и зарождения государства на западе Аравийского полуострова. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна – главные религиозные книги мусульман, в основе которых лежит «божественное откровение» и закрепляются основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Типы правовых семей

Очевидно, в таком случае соответствующая правовая семья является не чем иным, как единицей, идеальным типом правовой системы, которая в реальности не существует, а является лишь результатом теоретического научного анализа существующих правовых систем. При этом одним из методов, которой играет главную роль в процессе выделения групп правовых систем (правовых семей) и проведении этого анализа, метод типологии. Поэтому иногда в литературе как синоним понятия "правовая семья" используется термин "тип правовой системы".

Впрочем, через то, что в нашей науке терминология, связанная с использованием понятия "тип", имеет определенную окраску, определенный контекст, что корнями уходит в исторические особенности развития отечественных социальных наук (в том числе юридических), то более удачным в процессе деления правовых систем на крупные блоки представляется использование именно термина "правовая семья".

правовой семьей следует понимать совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в схожести и близости понимания основных закономерностей и тенденций развития правовых институтов, определения доминирующих форм (источников) и принципов права, системы права, системы законодательства, организации правовых учреждений, сходства правовых категорий и понятий и тому подобное.

Если взглянуть на совокупность критериев, используемых для проведения разделения всей совокупности правовых систем мира на отдельные правовые семьи, то среди них можно назвать:

сходство процессов генезиса правовых систем (возникновение, история развития и тенденции дальнейшего развития). Введение такого критерия обусловлено тем, что правовые системы, которые развиваются в сходных исторических условиях, должны иметь соответствующие похожие признаки в содержании своих структурных элементов;

близость мировоззренческих, религиозных и идеологических предпочтений, которые присущи населению стран, правовые системы которых привлечено к одной и той же правовой семье. При этом одну из главных ролей играет господствующий в обществе тип правопонимания;

однородность принципов организации общественного бытия, в том числе принципов регулирования общественных отношений с помощью права;

общность в понимании источников права, форм его закрепления и структуры построения отдельной составляющей единицы права (юридической нормы, прецедента тому подобное). То есть одним из важнейших критериев формирования правовой семьи является понимание внешних форм проявления права;

близость процедур и правил юридической техники, в том числе юридической терминологии, юридических категорий и понятий; и тому подобное.

Правовые семьи современности, их признаки и общая характеристика

Исходя из представленных критериев в юридической науке выделяют следующие правовые семьи:

Романо-германскую или континентальную правовую семью. К ней относятся страны континентальной Европы: Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария и др. Внутри романо-германского правовой семьи выделяют две правовые группы:

романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Франции);

германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Германии).

Англосаксонскую или англо-американскую правовую семью (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В рамках англо-американской правовой семьи выделяют две группы: английское общее право;

в американское право (США);

Религиозно-традиционную правовую семью. Здесь следует выделить следующие группы: религиозно-общинные правовые системы (мусульманская, индусская, иудейская, христианская и др.);

обычно-общинные правовые системы, присущие некоторым африканским и азиатским странам;

далекосхідно-традиционные правовые системы (китайская, японская). Признаками романо-германской правовой семьи являются следующие:

Основным источником права признается писаное право, которое прежде всего формализуется в системе законодательства;

Законодательство построено по принципам иерархической системы, в которой акты одного более низшего уровня подчиняются актам другого, высшего уровня;

Главная роль в формировании права отводится уполномоченным государством органам, в основном непосредственно государственным органам власти;

В основе правовой системы лежит нормативно-юридический акт высшей юридической силы - писаная конституция, - которому подчиняются и должны соответствовать все иные нормативно-юридические акты, действующие в стране, а также правореалізаційна практика;

Признается необходимость урегулирования общественных отношений с помощью не только законов или принципов права, но и с помощью подзаконных

нормативно-юридических актов (постановлений органов исполнительной власти, приказов, инструкций, регламентов министерств и ведомств и т. п.);

Система права делится не только на юридические нормы, институты (підінститути) и отрасли (подотрасли), а на два больших блока - публичное и частное право;

Значение правового обычая и прецедента если и признается, то лишь как вспомогательный источник права;

Юридическая наука (соответственно, юридическое знание) рассматривается как основа процессов нормотворчества и правореалізаційної практики.

Генезис правовых систем, которые относятся к правовым системам романо-германской правовой семьи, связанный с рецепцией римского права. При этом считается, что в процессе возникновения, становления и развития эта правовая система прошла три этапа:

I этап - возникновение и развитие римского права, что связано с историей Древнего Рима. На этом этапе постепенно формируется система римского права;

II этап - возрождение римского права в Европе и формирование на его основе континентальных европейских правовых систем (ХІ-ХVI вв.). При этом римское право первоначально проникает в университеты, становится основой для юридической науки, а следовательно, происходит его рецепция в правовые системы европейских континентальных стран (прежде всего Франции, Италии и Германии). 3 развитием европейской континентальной юридической науки и правовых систем происходит формирование в общем виде романо-германской правовой семьи и ее распространение в европейских и некоторых странах других континентов;

III этап - окончательное оформление национальных правовых систем континентальной семьи (XVIII-ХХ ст.), то есть формирование системы законодательства и правовой системы, соответствующие принципам римского права, в том числе за счет кодификаций, разделения права на публичное и частное и тому подобное.

Главными признаками англосаксонской правовой семьи, как правило, считают то, что:

основным источником права здесь выступает правовой прецедент, то есть решение, принятое уполномоченным органом в конкретном деле, распространяются на все аналогичные дела;

главная роль в процессе формирования права отводится судьям, что ведет к судебной правотворчества;

серозный влияние на правовую реальность (в том числе на судебные решения) осуществляет философский (прежде всего этическое) и социологическое знание;

несмотря на то, что в рамках этой правовой семьи широкое развитие получило статутное право (законодательство), а юридические обычаи выступают как дополнительные источники, жесткой иерархии между структурными элементами права не существует;

определяющее место отводится материальному праву, а процессуальном, которое в основном определяет право материальное;

несмотря на то, что признается роль и значение конституции, она не всегда существует в писаной форме и в форме единого документа;

в системе права отсутствует деление права на частное и публичное;

юридическая наука вырабатывает юридическую доктрину, которая, как правило, имеет сугубо прагматический, прикладной характер.

Становление англосаксонской правовой семьи непосредственно связано с историей Англии и ее колоний. Обычно выделяют четыре главных этапа возникновения и формирования этой правовой системы, а именно:

Для первого этапа - до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) -характерно отсутствие общего для всего населения Британии права. На разных территориях острова действовали разные правовые обычаи;

На втором этапе - 1066-1485 гг., с момента нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - происходит зарождение общего права, которое формировали королевские суды в процессе рассмотрения различных споров и конфликтных ситуаций;

Третий этап - господство и упадок общего права (1485-1832 гг.), когда постепенно возникает "справедливости", которое самостоятельно создал английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

Четвертый этап - современный, с 1832 г., когда была осуществлена судебная реформа в Англии, по сей день. Вследствие упомянутой реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости.

Правовая система Англии распространялась в ее колониях, в том числе Соединенных Штатах Америки (однако не во всех штатах).

Третьей правовой семьей религиозно-традиционная правовая семья, которая распадается, как замечено выше, на три группы (религиозно-общинные, обычно-общинные, далекосхідно-традиционные правовые системы).

Для религиозно-общинных правовых систем характерным является то, что:

Главными источниками права выступают религиозные догмы, которые содержатся в "посланиях Бога" людям - Ведах, Ветхом и Новом Завете, Коране и тому подобное. Соответственно, система законодательства должна соответствовать этим священным книгам - писанием;

Именно религиозные каноны, правила и нормы занимают высшую ступень в иерархии правил поведения, которые господствуют в обществе;

Право происходит от Бога, является выражением его воли;

большое значение приобретает правовая доктрина, которая интерпретирует содержание канонических текстов с целью установления правил поведения, которые бы соответствовали божьей воле;

Право трудно отделить от религиозной, нравственной и традиционной норм;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить содержанию религиозных предписаний. В случае возникновения коллизии между требованиями законодательства и религиозными нормами нормы законодательства игнорируются, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в религиозных нормах;

Система права как таковая фактически отсутствует, хотя могут быть некоторые вычленения (например, Хидоя).

История формирования отдельных проявлений этой правовой семьи тесно связана с возникновением, становлением и развитием соответствующей религиозной системы. Признаками традиционно-общинной правовой семьи является то, что в ее пределах: основным источником права является правовой обычай и традиции;

Право неписаное правило;

Право не является системой норм;

Довольно трудно отделить право от морали, религиозных норм и ритуальных правил;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить праву, то есть правовому обычаю и традиции. В случае возникновения такой коллизии требования законодательства подлежат игнорированию, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в обычаях;

Юридическая наука и доктрина как ее результат не имеет большого значения и не влияет на процесс формирования и совершенствования права;

Право имеет достаточно консервативный и статичный характер. Особенностями дальневосточной группы правовых систем является то, что здесь хоть и признается наличие права как волеизъявление государства, как инструмента влияния со стороны государства на общественные отношения, однако именно понимание характера права, его влияния на общество и личность является принципиально отличным от указанных выше подходов.

Право в пределах дальневосточных правовых систем рассматривается не как выражение справедливости, общественной потребности и тому подобное, то есть чего-то со знаком "плюс". Право в пределах этих систем - инструмент произвола, институт, который ломает нормальный (то есть должный) характер общественного и природного устройства. В жизни следует руководствоваться не правом - законом, а традицией, законами гармонии, природы и тому подобное. Решение споров и конфликтов между людьми не следует отдавать государству, все должно решаться путем примирения и консенсуса. Кстати, именно поэтому китайцы считают, что право существует для варваров, то есть для тех, кто не заботится о морали, для преступников и иностранцев, которые не относятся к китайской цивилизации.

Иногда в рамках классификации правовых систем, рассмотренной выше, также указывают на существование социалистической правовой семьи (СССР, Куба и др.). Главным отличием этой правовой семьи является место и значение специфической светской идеологии, которая определяет не только цели, задачи, принципы, методы и внутреннее содержание системы законодательства и права, но и направленность юридической практики, для которой приоритетным является не столько право, сколько основополагающие идеи господствующей в обществе идеологической доктрины.

в Отношении правовых семей следует добавить, что изучение разнообразной совокупности национальных правовых систем, попытки установить их общие и отличительные черты, тенденции развития и вызвало необходимость формирования целого направления юридических исследований, которые постепенно оформились в отдельную юридическую науку, сравнительное правоведение. Поэтому вопросы, рассмотренные в этой главе, в большой степени относятся к предмету сравнительного правоведения, хотя имеют определенное (вспомогательное) отношение и к общетеоретической науки.

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право.

Правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, а иногда и уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем можно назвать четыре основные семьи национальных систем права: романо-германская, англо-американская, религиозно-общинные юридические системы ряда стран Азии и Африки и правовые системы при авторитарных политических режимах. Их различие зависит от экономических и социально-политических условий развития общественной жизни.

Для облегчения сравнительного изучения правовых систем все их разнообразие сведено в науке сравнительного правоведения в ограниченное количество правовых семей. Тем самым, не входя в детали каждой правовой системы, внимание исследователя акцентируется на общих характерных чертах основных правовых семей.

Очевидно, что различия в праве прежде всего определяются содержанием входящих в его состав норм. Но было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Право - это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального устройства, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право.

Однако различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в особые группы или семьи.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделяемых на основе общности различных признаков. Обычно выделяют три правовые семьи: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью религиозного права.

Романо-германская правовая семья включает страны (в том числе и Россию), в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики. В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. Право выступает здесь прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Семья общего права (common law) включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права, в частности, США. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до нынешнего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Религиозно-общинные юридические системы - это системы юридического регулирования, которые в силу особых экономических, политических, духовно-нравственных условий функционируют на основе связанности регулирующими формами, такими как религиозные, традиционные, обычно-общинные и др. Для этой правовой семьи характерно переплетение права и религии.

Правовые системы при авторитарных режимах - группа правовых систем по структуре весьма близка к вышерассмотренной семье. Отличие заключается в том, что для данной группы правовых систем с внешней стороны характерно использование элементов современной юридической, правовой культуры, институтов правосудия и законодательства. При этом отрицается юридическая значимость прав человека и отсутствует действительно независимое правосудие.

Еще по теме 2.2.2. Современные типы права и правовые системы (семьи):

  1. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  2. СУХАНОВ Е.А. КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЕЩНОМ ПРАВЕ
  3. Раиса Алиевна Камалитдинова Развитие доктрины невозможности исполнения обязательств в различных правовых системах

Понятие правовой семьи. Особенности юридической техники в различных правовых семьях

На сегодняшний день в мире существует более 250 государств. Все они используют право как средство регулирования общественной жизни. Есть ли что-либо общее между всеми этими национальными системами права?

На этот вопрос дает ответ сравнительный анализ правовых систем разных стран. Право государств можно классифицировать по группам, или семьям.

Семьи права (или правовая система мира) — это группы национальных систем права, имеющих сходные юридико-технические признаки, главным из которых является форма права.

Помимо этого, при выделении семей права мы должны учитывать:

  • глобальные правовые идеи;
  • структуру права;
  • правовую культуру;
  • традиции права;
  • особенности происхождения и эволюции различных систем права и др.

Виды правовых семей

По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.

Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:

1. основные правовые семьи:

  • социалистическая;

2. дополнительные семьи права:

  • религиозная, т. е. исламская;
  • традиционная, т. е. семья обычного права;
  • дальневосточная;
  • индусская.

От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц.

Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

  • романская;
  • германская;
  • скандинавская;
  • англо-американская;
  • социалистическая;
  • исламская;
  • индусская;
  • дальневосточная.

Сторонник третьей точки зрения , американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

1. западные (светские) семьи мира:

  • романская;
  • германская;
  • скандинавская;
  • английская;
  • американская;
  • российская;
  • социалистическая;

2. иные незападные семьи мира:

  • юго-восточная;
  • африканская;

3. религиозные семьи мира:

  • еврейская;
  • каноническая;
  • индусская.

Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

  • традиционного права (африканское обычное право);
  • традиционно-этического права (китайское, японское право);
  • религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);
  • законодательного права (романо-германское право);
  • прецедентного права (английское, американское право);
  • смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);
  • постсоветские правовые системы.

И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:

  • принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);
  • принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

  • романо-германская (континентальная);
  • англосаксонская (семья общего права);
  • арабская (мусульманская);
  • африканская (семья обычного права).

Рассмотрим особенности в каждой из этих семей.

Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)

В состав данной семьи входят национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канонических и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.). Все эти страны в той или иной мере реципировали, т. е. взяли за основу, римское право, но не конкретные нормы, а его принципы. Если брать за основу форму права, то внешний вид этой семьи будет выглядеть так, как показано на схеме 3.4.

Схема 3.4. Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)

Основным источником права (формой права) является нормативный акт , который занимает не менее 70% общего числа других форм права. Используется также юридический прецедент (когда закон неясен, противоречив), но не более чем на 15%. Не сбрасываются со счетов и обычаи, хотя они считаются устаревшим источником права. По сравнению с другими семьями здесь широко используется юридическая доктрина, поэтому эту семью права еще называют профессорским правом. Ученые активно помогают юрисдикционным органам в процессе разрешения сложных дел.

По своему содержанию национальные системы этой группы логичны и доктринальны. Ученые, наряду с представителями государственных органов, привлекаются не только для разрешения сложных дел или дел, по которым отсутствуют законоположения, но и к работе над законопроектами. Зачастую они становятся инициаторами издания того или иного нормативного акта. О том, что ученые создают понятийный аппарат для законодательства, и говорить не приходится.

По структуре континентальное право делится на отрасли , а те, в свою очередь, на подотрасли и институты. Рассматривая кон
кретный случай, правоприменитель должен прежде всего решить, к какой отрасли права относится дело, а потом в ее составе искать соответствующую норму права.

Право стран данной правовой семьи хорошо систематизировано. Старые, сложившиеся отрасли права подвергаются кодификации, т. е. глубокой переработке, в результате которой создается органичный акт, обычно называемый кодексом.

Между нормативными актами существует иерархическая зависимость , смысл которой сводится к следующему: нормативный акт, принятый вышестоящим органом, имеет преимущество перед нормативным актом, принятым органом, нижестоящим в государственной иерархии, и в случае противоречия между ними отменяет положения акта нижестоящего. Существует иерархия и между источниками права: законодательные акты имеют преимущество перед всеми другими формами права (прецедентом, обычаем). Все дело в том, что в этих странах в правовом регулировании велика роль государства.

Материальное право важнее процессуального , призванного обслуживать его применение. Это означает, что, если отсутствуют доказательства по делу, нельзя отказать в принятии его к рассмотрению. Однако если в процессе рассмотрения дела доказательства не будут в наличии, дело будет проиграно.

Такое правило отчасти существует потому, что в странах этой системы используется инквизиционный процесс , когда суд является активным субъектом в процессе и сам принимает меры по сбору доказательств. В гражданском процессе, конечно, велика роль состязательности, но и здесь суд может быть очень активным.

В этих странах иерархична и судебная система (местные суды, апелляционные, кассационные, высшие). За всеми судами контроль ведет министерство юстиции.

Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право)

В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. Англосаксонское право развивалось не учеными-юристами, а юристами-практиками на основе рассмотрения ими конкретных правовых казусов.

Особенности общего права следующие (схема 3.5). Основным источником права является прецедент. На сегодня он составляет около 50% общего числа других форм права, но ранее этот процент был гораздо выше. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании. Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право — в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения.

Используются и обычаи, но они имеют второстепенное значение.

Юридическую доктрину в Великобритании недооценивают, так как английское право обязано больше судьям, чем ученым.

Прецедентной семье права свойственна прагматичность. Это означает, что любое дело должно быть доведено до конца, даже если нет нормы закона.

Схема 3.5. Англосаксонское право

Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Принцип разрешения дела формулируется после описания всех признаков дела и исследования всех доказательств. Другой судья, прежде чем применить этот принцип, должен сравнить рассматриваемую ситуацию с той, которая описывается в прецедентном решении.

Представление о том, что прецедент сковывает судью, во многом обманчиво именно потому, что судья сам решает, совпадает данная ситуация с той, на основе которой вынесен прецедент, или нет. Поскольку полного совпадения никогда не бывает, судья может прецедент отбросить.

Отсутствие выраженной системы правовых норм — отличительная черта.

Это относится не только к прецедентам, которые создавались по мере необходимости, но и к статутам, поскольку законы формировались под воздействием судебной практики, не отличающейся системностью. Здесь нет деления права на отрасли. Правда, имеет место такое понятие, как «институты права». Вопрос о том, к какой отрасли права относится тот или иной казус, поставит в тупик любого английского юриста. Однако не стоит отрицать систематизацию в виде сборников и обзоров судебной практики.

Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное.

Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, т. е. «не обросший» или не опосредованный прецедентами, еще не считается настоящим законом. Таковым он станет, когда будет представлен на фоне конкретного случая.

Все это означает, что государство выполняет минимальную роль в правотворчестве.

Процессуальное право в странах, составляющих эту семью, имеет приоритет перед материальным. Это результат жесткого правила: любое дело должно получить разрешение. Если нет материальной нормы, судья может ее создать, но если нет доказательств, ничто не поможет: ведь решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств.

Процесс рассмотрения дел состязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса.

Для результатов рассмотрения дела вина особого значения не имеет. Внимание судьи прежде всего приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).

Семья обычного права (африканское право)

Обычное право охватывает в основном государства Африканского континента.

Традиционное право Африки — это совокупность неписаных правил поведения, устно передающихся из поколения в поколение и защищаемых государством.

Схема 3.7. Африканское право

Рассмотрим основные особенности семьи обычного права (схема 3.7).

Основным источником права является обычаи.

Умер глава юридической фирмы, находящейся в столице Уганды г. Кампале. Встал вопрос о наследовании. Суд, использующий нормы обычного права, присудил имущество общине, из которой вышел умерший, а жену умершего (европейку по происхождению) — его старшему брату.

Первоначально обычай охватывал всю общественную жизнь и действовал в экономической, политической, имущественной, семейной и уголовной сферах. Однако завоевание стран Африки европейцами и расширение связей с другими государствами сделали обычай недостаточным. Европейцы стали помогать народам Африки создавать право на свой манер (создавать законы и суды). Вмешательство коснулось:

  • финансовых служб;
  • полицейских служб;
  • здравоохранения;
  • просвещения;
  • публичных работ;
  • уголовных деяний.

В результате обычное право оказалось сведенным к области частной жизни (семейные, земельные, имущественные, наследственные и другие отношения). Кое-где обычное право сохранилось и в уголовных правоотношениях.

Новое право отражало правовую традицию страны-метрополии: там, где присутствовали англичане, большее развитие получила судебная практика (прецеденты), а там, где побывали французы, упор делался на законодательство.

Однако любые новые законы встречают у населения противодействие. За пределами столиц люди продолжают жить согласно обычаям.

Своеобразно и отношение людей к праву (правосознание): они испытывают уважение и бсспрскословнос повиновение обычаям. Этому способствует и коллективистское сознание в целом, которым отличаются африканские народы.

Главное в обычном праве — соблюдение обязанностей. Субъективные права африканцам практически неизвестны.

Нормы обычного права в основном находятся в памяти вождей. Они являются их хранителями. К тому же при отсутствии специальных правоохранительных органов, в частности судов, вожди рассматривают и правовые казусы. В странах, о которых идет речь, не развиты не только юридические учреждения, юридические профессии, но и юридическая наука.

В настоящее время африканское право представляет собой «двухслойный пирог», в котором первый слой — обычное право, второй — европейское, при этом второй слой по толщине явно уступает первому.

Образование в Африке межгосударственных объединений (например, ОАЕ — Организация африканского единства) способствовало начавшемуся процессу формирования общетерриториального (континентального) права, но его источники пока не сложились.

Российская правовая система в контексте мировых семей права

К какой правовой семье принадлежит российское право? На этот счет существуют две точки зрения.

Большинство ученых придерживается точки зрения, согласно которой российское право вышло из лона романо-германской правовой ссмьи (имеется в виду дореволюционный период развития российской национальной семьи), и после метаморфоз, произошедших с ним в советский период, продолжавшийся несколько десятилетий, оно постепенно возвращается в эту семью права.

Вторую точку зрения отстаивает В. Н. Синюков. Суть его позиции заключается в следующем: российская правовая семья есть центр славянской правовой семьи, которая может считаться самостоятельной и своеобразной.

Самобытность русской государственности состоит в традиционном вмешательстве государства во все сферы общественной жизни (право в России в основном формируется государством, по крайней мере связь права с государством всегда была тесной).

У славянской группы стран прослеживаются общие условия экономического развития (большое место занимают коллективные формы хозяйствования).

Отмечается и особый тип социального статуса личности (отсутствует четкая линия между интересами личности и государства). Славянские страны имеют культурно-историческую общность. Им присущи и морально-психологическая общность (доброта, жалость, коллективистское сознание и др.), и религиозно-этическая общность (в этих странах доминирует православная ветвь христианства).

Однако, думается, это относится к характеристике сознания людей вообще и правосознания в частности. Все вышеперечисленное к праву как системе обязательных норм, а тем более к юридической технике, имеет косвенное отношение.

Представляется, что Россия все же вливается в континентальную семью права, пусть медленно и допуская при этом отступления и ошибки. Россия должна будет решить еще много задач, чтобы стать частью континентальной семьи права. Первоочередными из них являются две:

  • расширить использование прецедента;
  • убрать идеологические остатки в нормативных актах (как в преамбулах, так и в содержании нормативных актов).

Публикации по теме