Основы организации тушения пожаров конспект. Основы организации тушения пожаров: изучение закономерностей, элементов, обстановки на пожаре и их ликвидация

Задачи обучения:

приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

Методические указания.

Программа основ организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также рекомендуемый перечень занятий по решению пожарно-тактических задач.

При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий неменее двух учебных часов . Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли руководителя тушения пожара на практических занятиях выступают:

Начальник дежурной смены;

начальник отдельного поста и начальник пожарного расчета (для отдельных постов), если иное не установлено настоящей Программой.

В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены.

С личным составом отдельного поста занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС. Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация тушения пожаров" в других словарях:

    Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций

    установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия

    Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия

    Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

Задачи обучения:

  • приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
  • подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
  • совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

  • на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
  • на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
  • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • поддержание высокой боевой готовности подразделений;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,

предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .

Проведение аварийно спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

Что включает в себя АСР

  • поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
  • вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
  • вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
  • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.

АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).

Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

  • людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
  • люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
  • имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Основные способы спасения людей и имущества

  • перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
  • защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
  • Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
  • основные входы и выходы;
  • запасные выходы;
  • оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
  • люки если через них можно выйти в безопасную зону;
  • проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:

  • организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
  • вывода или выноса их из опасной зоны.

Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

  • автолестницы, автоподъемники и другие машины;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
  • средства защиты органов дыхания;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;

В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:

  • изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
  • использование надувных и амортизирующих устройств.

Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.

Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

К силам РСЧС относятся

  • силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
  • аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
  • части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Методический план

для проведения занятий с работниками ПСЧ №3 ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия» по «Основам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» с 19 по 22 января 2013 года.

Тема №1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения Аварийно спасательных работ».

Вид занятия: Классно-групповое

Отводимое время: 2 часа.

Цель занятия: Приобретение личным составом подразделения и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены; Совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;





- Интернет ресурсы.

2.Развернутый план занятия
Понятие пожарной тактики

Усложнение технологических процессов, увеличение площадей застройки объектов народного хозяйства повышает их пожарную опасность. В связи с этим все больше внимания уделяется совершенствованию профессионального мастерства пожарных, повышению уровня боевой готовности, гарантирующий защиту от огня собственности и имущества.

Пожарная тактика - это теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и тушение пожаров различными силами и средствами. Подготовка к тушению включает: определение структуры пожарной охраны, обоснование численности и дислокации подразделений, разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а так же разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре. Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства, и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важных вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, является тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а так же способы прекращения горения.

Составляющими тактики являются не только способы действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, но и действия, связанные с подготовкой к тушению (организация тушения пожаров в населенных пунктах), предшествующие тушению (выезд и следование на пожар, разведка пожара, боевое развертывание), выполняемые в процессе тушения пожара (спасание людей, эвакуация материальных ценностей и животных, борьба с дымом и температурой, вскрытие и разборка конструкций и др.), а так же вопросы управления подразделениями и поддержания их в постоянной боевой готовности.

Задачи пожарной тактики

За последние годы пожарная тактика из описательной дисциплины все в большей степени стала превращаться в научную, способную исследовать и выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий по тушению пожара. Пожарная тактика решает следующие задачи:
познает закономерности развития пожара, разрабатывает способы и приемы спасания людей и тушения пожаров, а так же способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров, разрабатывает организационную структуру подразделений, изучает их тактические возможности и методы подготовки. Задачами пожарной тактики являются:
1) Изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а так же установление действующих в этих процессах закономерностей;
2) исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
3) разработка способов действий подразделений;
4) организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
5) организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.

Поскольку факторов, воздействующих на ход и результат тушения пожаров, очень много и влияние их на процесс тушения различно, первую задачу можно решить двумя путями:
первый - это тщательное исследование и научный анализ тушения пожаров, изучение непрерывно меняющихся условий тушения, учет всех изменений в технических средствах и установление на этой основе общих положений, раскрывающих сущность тушения пожаров;
второй - это проведение экспериментальных работ как по изучению процесса горения различных веществ в условиях пожара и развития его в зданиях и сооружениях, так и по тушению опытных пожаров.

Развитие и современное состояние пожарной тактики

Наука о пожарной тактике в наше стране, критически переработав и впитав в себя все лучшее из того, что было накоплено человечеством в борьбе с пожарами, прошла большей путь развития. Она формировалась обогащалась постепенно, по мере изменения материальных условий жизни общества, совершенствования технических средств и повышения боевых возможностей подразделений пожарной охраны. В прошлом, когда населенные пункты застраивались в основном деревянными домами, крытыми соломой и щепой, пожар, возникший внутри помещения, быстро переходил в открытый (наружный). Тактика тушения такого пожара сводилась к поливанию горящего строения водой из ведер.

Однако это не могло привести к успеху, поэтому горящее строение, как правило, сначала разбирали, а затем уже отдельные конструкции поливали водой и тушили. Появление в России ручных насосов в XVII веке не могло изменить применяемого ранее способа, тушения - разборки конструкций - из-за недостаточной эффективности насосов и их ограниченного числа. В XVIII в., и особенно в XIX веке, в связи с увеличением размеров зданий и сооружений и применением в строительстве несгораемых материалов изменился и характер пожаров. Они все чаще стали возникать внутри помещений и достигать больших размеров. Для тушения таких пожаров нужны были новые методы и средства. Во второй половине XIX века в России развиваются нефтедобывающая промышленность, а так же другие отрасли промышленности, связанные с применением огнеопасных веществ. Пожары возникающие на предприятиях, где использовались такие вещества, принимали угрожающие размеры. В связи с этим надо было найти способы и средства борьбы с такими пожарами.

Современная пожарная тактика, опирающаяся на новейшие достижения науки и техники и располагающая грамотными и квалифицированными кадрами, позволяет охранять от пожаров общественную собственность, личное имущество граждан Российской Федерации. Благодаря успехам в развитии науки и техники качественные изменения произошли в средствах и способах тушения пожаров. Пожарное дело стало инженерно-технической отраслью. Это требует от личного состава пожарной охраны, и прежде всего от начальствующего состава, глубоких теоретических и практических знаний. Одной из задач подготовки начальствующего состава является изучение пожарной тактики. Основы тактических знаний изучают в пожрано- технических учебных заведениях (училищах). Пожарная тактика рассматривает так же вопросы организации тушения пожаров, в городах и сельских населенных пунктах, подготовки населенных пунктов и объектов к тушению пожаров, ведения оперативной документации и т.д. Боевая работа подразделений пожарной охраны требует от всего личного состава высоких моральных качеств, профессионального мастерства, инициативы, способности выдерживать большие физические нагрузки. Поэтому необходимо заботиться о воспитании личного состава частей пожарной охраны и поддержании их в состоянии постоянной боевой готовности.

Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, а результаты теоретических исследований изложены в виде определенных положений, принципов, правил, выведенных на основании глубокого анализа опытных данных и всесторонней теоретической разработки. Приказ №156 дает руководящие указания по организации тушения пожаров и обеспечивает общность взглядов начальствующего состава пожарной охраны на вопросы тушения пожаров. Положение данного приказа облегчают работу руководителя тушения пожара и ускоряют процесс выработки им решения. Однако положения, изложенные в данном приказе, не объясняют явлений, происходящих в процессе развития и тушения пожаров. В нем содержатся лишь готовые выводы и обобщения, но не указываются их предпосылки. Кроме того, привила, способы и приемы, приведенные в уставе, действительные лишь для наиболее типичных условий в общим виде. Поскольку обстановка на пожаре может быть самой различной начальствующий состав должен не только знать положения устава, но и уметь применять на практике. Следовательно, чтобы успешно руководить тушением пожара, нужно не только твердо знать положения устава, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, глубоко понимать сущность явлений, происходящих на пожаре. Таким образом, очевидна необходимость глубокого изучения теоретических трудов по пожарной тактике, учебников, учебах пособий и периодической пожарно-технической литературы. Настоящий Приказ определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Приказа №156 является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров, сил. Во второй половине XX века во многих странах начали создаваться государственные службы спасения, призванные оказывать помощь людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий. В 1988 году, когда в Армении произошло разрушительное землетрясение, спасатели Швейцарии, Франции, Израиля и других стран продемонстрировали свой профессионализм, высокий уровень технической оснащенности и, главное, способность действовать в зоне бедствия автономно. Тогда же стало очевидно, что в Советском Союзе нет службы, способной оперативно и эффективно оказывать подобную помощь людям. В декабре 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей, в задачи которого входило обеспечение безопасности населения во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. На его базе в ноябре 1991 года Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в его состав вошли войска гражданской обороны. В январе 1994 года Указом Президента РФ Госкомитет был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ему были переданы функции Госкомчернобыля и Комитета по проведению подводных работ особого назначения. Не так давно в состав МЧС России вошли Государственная противопожарная служба и Государственная инспекция по маломерным судам. Сегодня Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям является одной из самых эффективных спасательных служб в мире, способной оказывать помощь населению в самых сложных кризисных ситуациях.

Основными задачами МЧС России являются:
- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в этих областях деятельности;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В состав Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям входят территориальные органы – региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам РФ, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, войска гражданской обороны, Государственная противопожарная служба, Государственная инспекция по маломерным судам, образовательные, научно-исследовательские учреждения и организации.

3.Пособия и оборудование, используемые на занятии:

Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;
- «Учебник спасателя»: С.К. Шойгу и др., изд. Советская Кубань, 2002 год;
- «Пожарная тактика»: Повзик Я.С. и др., М.: Стройиздат, 1990;
- Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения пер­воочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах, Москва 2002 год;

- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подраз­деле­ниях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)».
- Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
- Интернет ресурсы.

4.Задания для самостоятельной работы и подготовка к следующему занятию:__________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Руководитель занятия:
Начальник ПСЧ №3 ФКУ
«ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия»
майор внутренней службы М.В. Хамхоев
«__»__________2013г.

Публикации по теме