Федеральная служба по финансовому мониторингу - росфинмониторинг. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Федеральная служба по финансовому мониторингу является органом

Еще в 1990-е гг. в соответствии с рекомендациями Financial Action Task Forceon Money Laundering (ФАТФ) - Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, созданной в 1989 г. в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки», во многих странах мира были образованы органы финансовой разведки (Financial Intelligence Units, FIU), в компетенцию которых входит координация усилий по борьбе с легализацией средств незаконного происхождения.

В настоящее время существуют четыре базовых подхода к созданию таких органов.

  • 1. В ряде стран (Великобритания, Германия, Венгрия, Словакия, Португалия, Эстония и др.) уполномоченные органы включены в систему правоохранительных органов. Они либо интегрированы в систему министерств внутренних дел, либо, формально находясь вне ее, выполняют характерные для нее функции (расследования и т. п.).
  • 2. Ряд государств (Дания, Швейцария, Люксембург, Исландия и др.) относят компетенцию уполномоченного органа к сфере министерства юстиции или органов прокуратуры.
  • 3. В Бельгии, Франции, Чехии и Японии ведомства по финансовому мониторингу имеют статус независимого уполномоченного органа.
  • 4. В США статус уполномоченного органа объединяет характеристики правоохранительного ведомства и банка данных (в том числе для использования системой правосудия США).

Россия пошла по третьему пути. В соответствии со ст. 3 и 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Указом Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в начале ноября 2001 г. был образован КФМ России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

С образованием КФМ России, приступившим к исполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 г., завершился этап формирования государственной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней под руководством Президента РФ функционируют Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Минфин России, ФНС России, Счетная палата РФ, Банк России, ФКЦБ России, а также правоохранительные органы и спецслужбы.

В июне 2002 г. КФМ России вступил в группу «Эгмонт» - международную организацию подразделений финансовой разведки (ПФР), что позволило России получить доступ к специальной системе закрытой связи, в которую входят почти 90 стран.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Структуру Росфинмониторинга составляют:

  • - директор и его заместители;
  • - центральный аппарат;
  • - территориальные органы;
  • - Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ).

Директор Службы организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет Службу в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени Службы договоры и другие документы гражданско-правового характера, утверждает должностные регламенты руководящего состава Службы, утверждает положения об управлениях Службы, назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих Службы, руководителей и заместителей руководителя территориальных органов Службы, утверждает структуру и штатное расписание Службы, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (с учетом Указа Президента РФ от 3 ноября 2012 г. № 1470) директору Росфинмониторинга разрешено иметь одного первого заместителя и четырех заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Росфинмониторинга.

В Росфинмониторинге действует коллегия в составе руководителя службы (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.

Коллегия рассматривает вопросы, касающиеся принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ведения федеральной базы данных, международного сотрудничества, а также другие наиболее важные вопросы деятельности ведомства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами руководителя Службы.

В структуру центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу входят:

  • - управление - аппарат директора;
  • - управление кадров и противодействия коррупции;
  • - управление документооборота;
  • - управление эксплуатации информационных систем;
  • - управление развития информационных систем;
  • - управление по противодействию отмыванию доходов;
  • - управление по работе с бюджетной сферой;
  • - управление организации надзорной деятельности;
  • - управление международных связей;
  • - управление по противодействию финансированию терроризма;
  • - управление координации и взаимодействия;
  • - управление макроанализа и типологий;
  • - юридическое управление;
  • - управление безопасности и защиты информации;
  • - финансово-экономическое управление.

Территориальными органами Росфинмониторинга являются межрегиональные управления (МРУ), принимающие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на закрепленной за ними территории в пределах своей компетенции:

  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу Севастополю.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) создан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1989-р в целях обеспечения участия России в деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Учредителем МУМЦФМ является Росфинмониторинг.

Распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 1718-р компетенция МУМЦФМ была расширена на обеспечение участия России в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), в число которых вошли:

  • - Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ);
  • - региональные группы по типу ФАТФ;
  • - Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт»;
  • - другие международные организации по линии ПОД/ФТ.

Предметом деятельности МУМЦФМ являются:

  • - проведение учебно-методических мероприятий, в том числе путем реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования;
  • - организация и проведение научно-исследовательских, оценочных мероприятий и экспертиз в сфере ПОД/ФТ;
  • - организационное и техническое обеспечение участия РФ в международных мероприятиях в сфере ПОД/ФТ;
  • - оказание технического содействия другим государствам, а также международным и региональным организациям, осуществляющим деятельность в сфере ПОД/ФТ;
  • - информационно-коммуникативное сопровождение деятельности РФ в сфере ПОД/ФТ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является финансовым органом, помимо налоговых органов.

Правовую основу организации и деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем», с последующими изменениями и дополнениями; постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу» от 26 ноября 2001 г. и постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента рФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти »), уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти .

Основными задачами Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

  • сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством России;
  • создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
  • осуществление в соответствии с международными договорами России взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
  • представление России в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральная служба по финансовому мониторингу подотчетна Министерству финансов Российской Федерации и ежегодно представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет о своей деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации № 127н от 30 декабря 2004 г. во всех семи федеральных округах Российской Федерации образованы территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу по федеральному округу(Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу).

  • 28.02.20

    Банки пожаловались в правительство на законопроект против «заградительных тарифов». Желание избавить бизнес от высоких комиссий обернется ущербом для всех клиентов, уверены они. Часть аргументов банкиров спорна, говорят эксперты. 3 655
  • 05.02.20

    Новый кодекс, по замыслу Минюста, должен наказывать не только за конкретный перечень нарушений закона 115-ФЗ. 2 3 278
  • 09.01.20

    1 1 013
  • 26.12.19

    Минтруд посчитал избыточными предложения банков ужесточить оформление документов от комиссий по трудовым спорам (КТС). Ранее участники рынка жаловались на рост популярности схем по обналичиванию денег с использованием решений КТС. 447
  • 12.12.19

    Одна из главных проблем предпринимателей это жесткий контроль со стороны банков. 115-ФЗ, Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму. В последнее время участились случаи блокировки банками расчетных счетов компаний по 115-ФЗ. Поэтому сразу оговоримся, мы рекомендуем своим клиентам открыть два расчетных счета в организации. Кредитная организация вправе заморозить любой счёт, если у неё будут подозрения, что вы занимаетесь отмыванием денег, то есть пытаетесь провести операции, которые делают незаконно полученные средства легальными. Инициатором блокировки расчетного счета выступает служба финансового мониторинга банка, которая не подчиняется Управляющему конкретного отделения и «договориться» тут не представляется возможным. 3 473
  • 29.11.19

    Сейчас в РФ нет наказания за получение гонораров или оплаты покупок цифровыми деньгами. 550
  • 25.11.19

    Росфинмониторинг считает возможным ужесточить требования к выдаче удостоверений комиссий по трудовым спорам (КТС), а также предлагает согласовывать решения КТС с территориальными органами федеральной инспекции труда и региональными подразделениями фонда социального страхования. Об этом РБК сообщил представитель ведомства. Эти меры должны помочь в борьбе со схемой отмывания денежных средств, в которой удостоверения КТС используются с целью... 338
  • 22.11.19

    Эксперты FATF в целом позитивно оценили борьбу Банка России с отмыванием средств, сообщили РБК в ЦБ. Ранее замглавы Росфинмониторинга заявил, что подход регулятора был признан излишне либеральным. 307
  • 16.08.19

    Транспортные карты в большинстве российских регионов через год нельзя будет пополнить наличными без предъявления паспорта. Новое требование затронет около 30 млн карт в более чем 60 городах, в том числе подмосковную «Стрелку» 795
  • 29.07.19

    Банковское сообщество предложило создать базу клиентов, которым отказали в обслуживании. 1 622
  • 13.06.19

    Кредитные организации озаботились судьбой снятых с депозитов денег. 2 1 960
  • 26.04.19

    В последнее время для вывода средств и обналичивания стали чаще использоваться сделки с векселями. Об этом на XVII ежегодной конференции «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ» сообщил замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный. «Сегодня мы наблюдаем, как актуализируются вексельные схемы. Обеспокоенность, с точки зрения обналичивания, вызывают строительный сектор, розничная... 1 693
  • 19.04.19

    Руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин доложил президенту РФ Владимиру Путину, что, несмотря на сокращение сомнительных финансовых операций, теневой оборот наличных все равно присутствует и рынок меняется: теневая продажа наличных из банковского сектора начинает смещаться в другие секторы, в частности в торговый, сообщают «Ведомости». При этом в феврале Росфинмониторинг разослал банкам и другим подотчетным типологии теневого... 939
  • 12.04.19

    Как стало известно “Ъ”, данные клиентов банков из черного списка ЦБ отказников по антиотмывочному законодательству оказались в интернете. Речь идет примерно о 120 тыс. граждан и компаний. По оценке экспертов, это первый случай появления в открытом доступе информации, которая так или иначе связана с Банком России. Юристы отмечают, что многие клиенты попадают в черный список случайно, но помимо проблем с банками у них теперь могут возникнуть... 1 582
  • 04.04.19

    Чтобы избежать проверки, надо как минимум "пробивать" своих клиентов по перечням террористов и других подозрительных лиц. 1 2 858
  • 29.03.19

    "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2018 год" (подготовлен Росфинмониторингом) 896
  • 11.03.19

    Около 7 млрд долларов было арестовано, рассказали в ведомстве. 627
  • 27.02.19

    Верховный суд внес понятие «криптовалюта» в постановление по делам об отмывании преступных доходов. Эксперты считают, что решение ВС будет иметь скорее положительный эффект, поскольку оно не ограничивает оборот криптоактивов. 462
  • 22.02.19

    Объем теневой экономики России в прошлом году превысил 20 трлн руб. и составил порядка 20% ВВП страны, следует из предварительной оценки Росфинмониторинга, с которой ознакомился РБК. 488
  • 21.02.19

    Информационное сообщение Росфинмониторинга от 15.02.2019 "Об изменении требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ в части идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев" 1 856
  • 08.01.19

    Федеральный закон от 27.12.2018 г. N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц" 1 574
  • 12.12.18

    Информационное сообщение Минфина России от 07.12.2018 N ИС-аудит-25 "О новом законодательстве в области аудиторской деятельности" 1 511
  • 11.12.18

    Сомнительные операции должностных лиц, в том числе из «губернаторского, депутатского и министерского корпуса», обнаружил Росфинмониторинг, анализируя «панамское досье». В рамках борьбы с коррупцией ведомство предлагает создать систему декларирования доходов и расходов при расторжении брака, а также ограничить оборот наличных. Должностные лица нередко фиктивно разводятся, чтобы прикрыть приобретение активов и имущества и не декларировать их,... 1 663
  • 07.12.18

    Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом в финразведку. Документ вызвал массу вопросов у рынка. По мнению экспертов, он плохо сочетается со стандартным аудитом и порождает массу вопросов и дополнительные расходы. Впрочем, соблюдать его придется, поскольку это не инициатива самого Росфинмониторинга, а требование FATF. В четверг на круглом столе,... 1 3 264
  • 27.11.18

    Так кредитные организации пытаются бороться с мошенничеством. 1 133
  • 13.11.18

    Постановление Правительства РФ от 08.11.2018 N 1332 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82" 1 037
  • 14.09.18

    Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.08.2018 г. N 04-00-07/17775 "О направлении разъяснений" 1 459
  • 11.09.18

    Росфинмониторинг подготовил обзор своей контрольно-надзорной деятельности за 1 полугодие 2018 года. В целом создается впечатление, что у данной службы все идет хорошо: работают с поднадзорными субъектами, информируют и мотивируют их, вырабатывают с ними "совместные меры", проводят семинары, тематические конференции, консультации для граждан, в том числе по "горячей линии". На благо антиотмывочной деятельности трудятся два учебных заведения.... 1 931
  • 05.09.18

    "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (за 1 полугодие 2018 года)" (подготовлен Росфинмониторингом) 1 007
  • 29.08.18

    Росфинмониторинг заключил контракт на создание инструмента «для анализа и выявления противоправной деятельности с использованием криптовалют». Стоимость сделки составила 195,5 млн руб. 408
  • 27.08.18

    В Минфине готовят поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ), которые должны избавить добросовестных клиентов банков от попадания в черный список отказников. В связи с этим Национальный совет финансового рынка (НСФР) предложил министерству ввести обязанность для кредитных организаций сообщать клиентам обо всех фактах отказа в проведении операций с указанием причин. Идею, по данным “Ъ”, поддерживал и Росфинмониторинг. Как стало известно “Ъ”, в... 1 867
  • 11.08.18

    Письмо Росфинмониторинга от 18.06.2018 N 04-03-03/12322 "О организации системы внутреннего контроля аудиторами при оказании аудиторских услуг в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 2 716
  • 10.08.18

    В письме от 20.07.2018 N 3577/03-16-3 ФНП со ссылкой на Росфинмониторинг сообщила о случаях, когда нотариусы совершали исполнительную надпись без надлежащей степени осмотрительности с точки зрения антиотмывочного законодательства. Так что нотариусы теперь должны тщательно проверять юридически значимые факты при совершении исполнительной надписи. Недопустимо ее совершение с нарушением срока или на основании документов, не предусмотренных... 646
  • 09.08.18

    Письмо ФНП от 20.07.2018 N 3577/03-16-3 751
  • 02.08.18

    Росфинмониторинг выпустил информационное письмо от 30.07.2018 N 55 о применении норм антиотмывочного закона о "реабилитации" клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании. В письме даны ответы на различные вопросы по этой теме. Как выяснилось, Росфинмониторинг не ведет списки лиц, участвующих в сомнительных операциях. РФМ формирует только перечень организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или... 1 263
  • 02.08.18

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 N 55 "О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 470-ФЗ) в части функционирования механизма "реабилитации" клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании" 1 034
  • 13.07.18

    Глава ведомства на встрече с президентом РФ добавил, что были подготовлены и согласованы национальные оценки рисков в области отмывания денег и в области противодействия финансированию терроризма. 625
  • 02.07.18

    Росфинмониторинг отметил увеличение риска использования криптовалют в схемах легализации преступных доходов, говорится в докладе ведомства «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018». Риски использования виртуальных валют в схемах легализации преступных доходов относятся к группе высокого риска. В докладе отмечается, что на территории России не было зафиксировано фактов использования криптовалют при... 453
  • 16.05.18

    Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) будет требовать обязательной идентификации покупателей и продавцов криптовалют, совершающих операции через специальные пункты обмена этих активов (криптоматы), рассказал РИА Новости замдиректора ведомства Владимир Глотов. "Есть два момента: превращение фиатных денег в криптовалюту, или когда с криптовалют они выходят на свет через обменный пункт. Эти обменники - у нас их пока... 499
  • 04.05.18

    Запуск механизма исключения банковских клиентов-отказников из черного списка привел к новым проблемам. Чтобы не связываться с утомительным процессом реабилитации, банкиры стали все чаще отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг. Однако самому клиенту никто не сообщает его статус. В результате выяснить, что происходит, можно только опытным путем, то есть попытавшись провести операцию или открыть счет в других банках. Если... 1 580
  • 03.05.18

    Росфинмониторинг выпустил рекомендации по исполнению лицами, чья предпринимательская деятельность заключается в оказании бухгалтерских услуг, требований антиотмывочного законодательства. Ведомство напомнило обязанности таких лиц, в частности, разработать правила внутреннего контроля, назначить и обучить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию этих правил. Должностное лицо не должно иметь неснятую или непогашенную судимость... 2 945
  • 28.04.18

    Едва успели высохнуть чернила в подписи президента под законом от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ, обязывающем аудиторов сообщать куда следует о подозрениях в отмывании денег клиентом, как Минфин выпустил на эту тему информационное сообщение от 25 апреля 2018 г. N ИС-аудит-22. Закон 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 года (то есть – на второй рабочий день после серии выходных в честь праздника весны и труда). Аудитор при оказании аудиторских... 1 8 141
  • 28.04.18

    Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 N ИС-аудит-22 "О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 2 370
  • 25.04.18

    Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" 2 070
  • 25.04.18

    Росфинмониторинг выявил сомнительные операции на несколько миллиардов рублей, проведенные через офшоры, связанные с российскими чиновниками различных уровней. Об этом глава ведомства Юрий Чиханчин заявил на Евразийском антикоррупционном форуме «Конфликт интересов: право и этика». «Росфинмониторинг постоянно проводит анализ материалов СМИ, таких как панамское досье, райское досье, английское досье. Анализ данной информации показал, что... 743
  • 13.04.18

    Правительство подготовило отзыв на законопроект «О цифровых финансовых активах». 2 1 083
  • 04.04.18

    Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ выступила против свободного обмена криптовалют на территории страны. Об этом в комментарии RNS сообщил заместитель директора ведомства Павел Ливадный. «Мы всегда исходили из того, что криптовалюты - это крайне высокорисковая субстанция, не имеющая реальной стоимости и по сути дела спекулятивная, исходя из чего свободный обмен криптовалют не практиковался никогда и нигде, даже когда несколько... 346
  • 20.03.18

    Решения о запрете финансовых операций не должны приниматься автоматически. 626
  • 14.03.18

    ЦБ приступил к созданию межведомственной комиссии, которая будет рассматривать жалобы клиентов финансовых организаций, попавших в черный список отказников. Это второй уровень механизма реабилитации для тех, кому в исключении из списка отказал банк. Однако чтобы пожаловаться в комиссию, клиент должен принести из кредитной организации мотивированный отказ, а давать такие документы банки сейчас не обязаны и зачастую не готовы. Устранить эту... 818
  • 14.03.18

    Новый доклад Центра стратегических разработок, посвященный реформе валютного контроля в России, предлагает ликвидацию соответствующего федерального закона, отказ от принципа обязательной репатриации валютной выручки, объединение понятий валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усиление исполнения Росфинмониторингом норм FATF. Предложенная экспертами реформа очень проста и на деле не требует действительно радикальных изменений... 2 312
  • 02.02.18

    В России снижается объем обналичивания денежных средств, но появляются новые более сложные способы. Серьезный риск Росфинмониторинг и ЦБ видят в использовании для этих целей корпоративных банковских карт. Выпущенные прошлым летом рекомендации ЦБ для банков, направленные на снижение рисков использования этого инструмента, пока недостаточно эффективны. При этом число корпоративных карт стремительно растет, увеличиваясь почти вдвое ежегодно. На... 7 303
  • 31.01.18

    Приказом от 13.11.2017 N 372 Росфинмониторинг определил перечень должностных лиц службы, которые вправе будут подписывать запросы в адрес юрлиц о бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении них. Напомним, ведомство сможет начать реализовывать свои права в этой части с 5 февраля. Указанные запросы смогут подписывать: директор Росфинмониторинга первый заместитель директора Росфинмониторинга... 916
  • 31.01.18

    Приказ Росфинмониторинга от 13.11.2017 N 372 "О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, наделенных правом подписывать запросы юридическим лицам, предусмотренные пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 586
  • 31.01.18

    В информационных сообщениях от 26.01.2018 Росфинмониторинг сообщил лицам, чья предпринимательская деятельность связана со сферами оказания бухгалтерских, юридических услуг, о необходимости подключения к личному кабинету на сайте службы. На таких лиц распространяются отдельные требования антиотмывочного законодательства. Доступ таких лиц к перечню организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской... 7 649
  • 31.01.18

    Информационное сообщение Росфинмониторинга от 26.01.2018 "О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу" 1 484
  • 31.01.18

    Информационное сообщение Росфинмониторинга от 26.01.2018 "О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу" 3 078
  • 30.01.18

    Приказом от 13.11.2017 N 373 Росфинмониторинг утвердил образец запроса в адрес юрлица о его бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении них, на бумажном носителе. Документ начнет действовать с 5 февраля. Напомним, 21 декабря 2016 года вступил в силу федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ, которым внесены изменения в антиотмывочный закон (115-ФЗ) и КоАП. Первый дополнен статьей 6.1, устанавливающей... 6 543
  • 24.01.18

    Россияне смогут зачислять средства на электронные кошельки и предоплаченные банковские карты только с банковского счета. Как стало известно “Ъ”, такие поправки к законодательству готовят профильные ведомства по поручению правительства. Причем по итогам дискуссии, развернувшейся среди чиновников, ограничения могут ужесточиться. ЦБ настаивает также на запрете снимать средства с электронных кошельков и предоплаченных карт, а Росфинмониторинг - на... 713
  • 09.01.18

    При этом малый бизнес имеет шанс в суде заменить штраф от Росфинмониторинга на предупреждение. 1 4 520
  • 09.01.18

    "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу" (подготовлен Росфинмониторингом) 1 333
  • 09.01.18

    "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (за 9 месяцев 2017 года)" (подготовлен Росфинмониторингом) 1 224
  • 12.12.17

    Законопроект о реабилитации физических и юридических лиц, которым было отказано в банковском обслуживании из-за их возможного участия в отмывании доходов, полученных преступным путем, внесен в Госдуму РФ. Законопроект был представлен на заседании комитета по финансовому рынку Госдумы в понедельник. Поправки в закон против отмывания налогов внесены ко второму чтению в изначально технический законопроект, уточняющий функции Внешэкономбанка. ... 2 1 154
  • 05.12.17

    Постановлением от 28.11.2017 N 1439 правительство внесло изменения в положение о постановке на учет в Росфинмониторинге организаций, производящих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Поправки вступят в силу 8 декабря. Одним из новых оснований для отказа в постановке на учет станет наличие в карте постановки на учет недостоверной информации о данных из ЕГРЮЛ или... 796
  • 04.12.17

    Постановление Правительства РФ от 28.11.2017 N 1439 "О внесении изменений в Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" 428
  • 21.11.17

    Начавшийся межбанковский обмен черными списками сомнительных клиентов привел к вынужденной массовой перерегистрации попавших туда предпринимателей и компаний. Без этого они зачастую попросту не могут продолжать деятельность. 1 104
  • 15.11.17

    Смартфоны уже в следующем году могут заменить паспорт. Госдума в весеннюю сессию инициирует разработку законопроекта, по которому SIM-карта станет полноценным идентификатором личности гражданина. Об этом «Известиям» рассказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Смартфоны уже сегодня способны заменить любую платежную карту, следующий шаг - замена паспорта. Однако для полноценного запуска такого проекта потребуется... 558
  • 07.11.17

    Растущая как снежный ком проблема отказов клиентам банков в операциях из-за черного списка ЦБ и Росфинмониторинга привела к появлению новых игроков - «разблокировщиков». За вознаграждение они обещают компаниям и гражданам, попавшим под подозрение в нарушении антиотмывочного закона, разблокировать счета, вернуть деньги и даже исключить из черного списка. На практике выполнить эти обещания невозможно, предупреждают эксперты, речь идет лишь о... 1 138
  • 11.08.17

    Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 2 307
  • 12.07.17

    Информация Росфинмониторинга "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу" 1 338
  • 02.06.17

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.05.2017 "О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу" 2 805
  • 30.12.16

    Информационное сообщение Росфинмониторинга от 23.12.2016 "О типовых нарушениях обязательных требований законодательства в сфере о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявляемых Росфинмониторингом при проведении контрольных мероприятий" 1 483
  • 31.05.16

    Информационное сообщение Росфинмониторинга "О возможности проверки на сайте Росфинмониторинга информации о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций и индивидуальных предпринимателей" 1 635
  • 19.05.16

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли" 1 517
  • 09.03.16

    Указ Президента РФ от 08.03.2016 N 103 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808" 1 217
  • 31.10.15

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 26.10.2015 N 49 "О применении Приказа Росфинмониторинга от 20.10.2015 г. N 332 "О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2015 г. N 261 "Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению" 3 032
  • 28.09.15

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 22.09.2015 N 48 "О применении форматов формализованных электронных сообщений, предусмотренных Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110" 1 886
  • 17.06.15

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.06.2015 N 45 "О применении Приказа Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 "Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 2 831
  • 08.04.15

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.04.2015 N 43 "Рекомендации по применению признаков группы 13 Приказа Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года N 103 "Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" 3 271
  • 06.03.15

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 24.02.2015 N 41 "Рекомендации по направлению в Росфинмониторинг информации, предусмотренной подпунктами "г", "е" и "ж" пункта 1 письма Банка России "О мерах по противодействию использования микрофинансовых организаций и их услуг в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" Приказ Росфинмониторинга от 06.08.2014 N 207 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы"
    Обновлен порядок ведения учета субъектов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
    1 734
  • 13.01.15

    Письмо Банка России от 31.12.2014 N 238-Т "О мерах по противодействию использования микрофинансовых организаций и их услуг в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" 4 958
  • 17.11.14

    Письмо Банка России от 10.11.2014 N 191-Т "О направлении в Росфинмониторинг информации по отдельным операциям клиентов"
    3 025
  • 09.11.14

    Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства" 1 778
  • 13.07.14

    Постановление Правительства РФ от 08.07.2014 N 629 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82" 1 193
  • 13.07.14

    Постановление Правительства РФ от 08.07.2014 N 630 "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" 1 315
  • 21.03.14

    Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям" 3 732
  • 20.03.14

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.03.2014 N 34 "О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" 2 058
  • 23.01.14

    Информационное сообщение Росфинмониторинга "Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 2 029
  • 23.01.14

    Приказ Росфинмониторинга от 28.11.2013 N 342 "Об утверждении справочников кодов, подлежащих использованию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, при предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу" Информационное сообщение Росфинмониторинга от 19.08.2013 "О непринятии повторно представленной информации" 1 805
  • 19.08.13

    Информационное письмо Росфинмониторинга от 02.08.2013 N 30 "О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тероризма", не являющимися кредитными организациями"

(Федеральная служба по финансовому мониторингу). Создание подобного органа исполнительной власти было обусловлено необходимостью борьбы с недобросовестными физическими и юридическими лицами, финансирующими террористические течения и осуществляющими противоправные деяния по легализации доходов, которые получены незаконным путем. Помимо этого, Федеральная служба по финмониторингу реализует функции по формированию определенной политики государства, нормативному и правовому регулированию в данной сфере, в том числе, контроль над деятельностью прочих федеральных органов этой ветви государственного управления. Деятельностью Росфинмониторинга руководит президент РФ Владимир Владимирович Путин .

Федеральная служба по финмониторингу проводит вышеуказанные мероприятия как самостоятельно, так и с помощью территориальных органов, общественных организаций, систем местного самоуправления и прочих органов исполнительной власти субъектов России. оффбанк.ру

Функции Росфинмониторинга

  • Осуществлять контроль над деятельностью граждан и организаций нашей страны, в части соблюдения законов РФ о противодействии деяниям по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений. Привлекать данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений, руководствуясь законодательством России.
  • Выносить на рассмотрение президента и правительственных органов новые проекты, которые к этой сфере деятельности относятся.
  • Собирать, обрабатывать и анализировать данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
  • Проверять и получать данные о потоках денежных средств, поступающих на счета клиентов от различных финансовых организаций.
  • Выявлять показатели, свидетельствующие о незаконности реализации сделок с имуществом или операций с деньгами, связанных с террористическими веяниями и отмыванием доходов, в том числе, проводить последующий контроль.
  • Получать от ЦБ РФ, представителей местного самоуправления и федеральной исполнительной власти информацию, связанную с указанной тематикой (кроме сведений о личной жизни граждан).
  • Предоставлять президенту РФ ежегодный отчет об обнаружение угроз безопасности нации и принятых мер по их устранению.
  • Вести учет предприятий, реализующих сделки с имуществом или операции с деньгами, но в сфере деятельности которых нет органов надзора.
  • Издавать приказы о приостановке движений денежных средств по счетам подозрительных граждан и юридических лиц.
  • Разрабатывать и предпринимать разноплановые меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом и материальной поддержке террористических веяний.
  • Как официальное лицо, представляющее Российскую Федерацию, взаимодействовать и производить обмен информационными данными в установленной сфере деятельности с органами власти международного уровня, компетентными службами других стран, организациями и резидентами иностранных государств. https://www.сайт/
  • Направлять имеющиеся данные в правоохранительные органы по их запросам, а также самостоятельно, если есть какие-либо причины предполагать, что сделка или операция противоречит законодательству РФ в части противодействия легализации доходов и финансированию террористических течений.
  • Поддерживать в актуальном состоянии единую информационную, в том числе, федеральную базу в указанной области деятельности.
  • Тщательно хранить в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
  • Сотрудничать с научными и профильными организациями с целью проведения различных экспертиз, разработки информационного, программного обеспечения и методических материалов в сфере финмониторинга. Этот пункт возможен только при строгом соблюдении коммерческой тайны.
  • Осуществлять иные мероприятия в обозначенной сфере деятельности.

Полномочия Росфинмониторинга

В связи с вышеизложенными полномочиями в своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

  • Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
  • Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
  • Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
  • Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
  • Организовывать рабочие группы и комиссии.
  • Инициировать расследования и проверки.
  • Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Если Вами заинтересовались

При возникновении повышенного интереса Росфинмониторинга к вашей персоне или организации не стоит впадать в панику. Этот вопрос вполне решаем, однако, необходимо проявить терпение и здравый смысл. Руководствоваться следует 115 Федеральным законом. Согласно ему банковские служащие обязаны сообщать в Росфинмониторинг не только об операциях клиентов на суммы свыше шестьсот тысяч рублей (включая обмен валюты) и сделках с недвижимостью от трех миллионов, но и обо всех подозрительных случаях, вне зависимости от суммы. оффьанк

Признаки сомнительных банковских операций

  • Неясный или запутанный характер сделок. Неоднократное проведение сделок или операций, косвенно указывающих, что их целью является уклонение от мероприятий обязательного контроля. Например, дробление крупных сумм, которые по законодательству подлежат обязательному контролю, на более мелкие с целью дальнейшего снятия.
  • Поступления юридическим и физическим лицам денежных сумм, которые впоследствии были в короткие сроки сняты наличными либо выведены на счета третьих лиц.

Под наблюдением Финмониторинга

Если вы попали в поле зрения Росфинмониторинга, они сделают запрос в Ваш банк и далее возможны следующие варианты развития событий:

  • Вас пригласят для дачи пояснений сотрудники банка, счета при этом останутся активными.
  • Временно приостановят операции, но после предоставления вами уточняющих документов разблокируют счета и средства на них.
  • Несмотря на ваши объяснения и документы потребуют закрыть все счета и передадут информацию в Росфинмониторинг. После чего последует долгая тяжба с различными инстанциями. https://www.сайт/

Для того чтобы не сталкиваться с подобными ситуациями в будущем, следует избегать проведения сомнительных операций и сделок. А если уж такое случилось, то неукоснительно и оперативно следовать требованиям банка, представив все возможные документы, подтверждающие законность ваших действий. Данная организация необходима для обеспечения спокойствия и безопасности граждан России.

Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808
"Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"

2. Разрешить иметь в Федеральной службе по финансовому мониторингу одного первого заместителя и пять заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также до 16 управлений по основным направлениям деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу.

3. Установить:

а) предельную штатную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 467 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 355 588,8 тыс. рублей;

б) предельную штатную численность работников территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 461 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 225 620,2 тыс. рублей.

4. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

б) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Положение
о Федеральной службе по финансовому мониторингу
(утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

2. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

3. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

5. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 1.1

1.1) выдает организациям, осуществляющим операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 4.1

4.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 5.1

5.1) запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 9.1

9.1) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 9.2

9.2) информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 9.3

9.3) разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер;

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 12.1

12.1) проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

13) координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 16.1

16.1) организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 16.2

16.2) разрабатывает и утверждает:

формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 16.3

16.3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") доклад о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 16.4 с 24 июня 2019 г. - Указ

16.4) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, а также с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, меры, направленные на нейтрализацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.1

17.1) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.2

17.2) размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.3

17.3) размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.4

17.4) сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 17.5

17.5) предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 17.6 с 24 июня 2019 г. - Указ Президента России от 24 июня 2019 г. N 289

17.6) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на профилактику преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной

23) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 24.1

24.1) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 5 дополнен подпунктом 24.2

24.2) организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ;

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

28) организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

6. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 6 дополнен подпунктом 2.1

2.1) запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций (сделок);

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии , рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 6 дополнен подпунктом 10.1

10.1) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;

11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

7. Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

9. Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

10. Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор Росфинмониторинга несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий.

Директор Росфинмониторинга имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора Росфинмониторинга.

Количество заместителей директора Росфинмониторинга устанавливается Президентом Российской Федерации.

11. Директор Росфинмониторинга:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмониторинга и его территориальных органах;

3) представляет Президенту Российской Федерации:

проект положения о Росфинмониторинге;

предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмониторинга;

ежегодный отчет о деятельности Росфинмониторинга;

представления о присвоении почетных званий Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

4) присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, классные чины федеральной государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга;

5) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представления о присвоении федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга классных чинов федеральной государственной гражданской службы, присвоение которых относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6) назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росфинмониторинга, руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 11 дополнен подпунктом 6.1

6.1) отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Росфинмониторинга решения должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, его федеральных государственных учреждений, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате и территориальных органах Росфинмониторинга;

8) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

9) утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации штатной численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов Росфинмониторинга, смету расходов на содержание этих органов в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

10) утверждает штатную численность и фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 11 дополнен подпунктом 10.1

10.1) определяет перечень должностей в территориальных органах Росфинмониторинга, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителями этих органов по согласованию с директором Росфинмониторинга;

11) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования деятельности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга;

12) издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

13) имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, к руководителям иных федеральных органов исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 8 марта 2016 г. N 103 пункт 11 дополнен подпунктом 14

14) утверждает порядок приема в Росфинмониторинге иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для организации такого приема.

12. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Росфинмониторингом полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

13. Росфинмониторинг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства.

14. Росфинмониторинг имеет геральдический знак - эмблему и флаг, утверждаемые Президентом Российской Федерации.

15. Местонахождение Росфинмониторинга - г. Москва.

Публикации по теме